русский клуб тампере

Секрет Камня Коуда

Энциклопедия 3.05.2020  Andrey Mironov 0  127 
© amusingplanet.com

Статуя льва из камня Коуд на Вестминстерском мосту, Лондон

У большой статуи льва, стоящей в восточной части Вестминстерского моста, возле Вестминстерского дворца, есть секрет: она сделана не из камня, не из бетона, а из специальной смеси ингредиентов, состав которой потерян вот уже более столетия.

Несмотря на длительное воздействие агрессивной атмосферы Лондона, статуя, возраст которой составляет почти 200 лет, до сих пор выглядит, как новая ─ без видимых признаков эрозии на поверхности.

Этот примечательный искусственный камень известен как камень Коуд, названный так в честь Элеанор Коуд (Eleanor Coade), британской бизнес-леди, которая владела фабрикой по его производству.

В XVIII и XIX веках этот камень был невероятно популярен благодаря своей прочности и возможности создавать из него любые декоративные формы, будь то фризы, арабески, капители и другие архитектурные элементы. Каждый авторитетный архитектор того времени использовал этот камень в своей работе, поэтому примеры его использования можно найти по всему миру.

Камень Коуд выглядит и на ощупь в точности похож на обычный обработанный камень, однако на самом деле это совсем не камень ─ это вид керамики. Керамика, как вы знаете, это глина, прошедшая обжиг, а в зависимости от вида глины и интенсивности обжига можно произвести материал различных типов.

Благодаря обжигу при низких температурах изготовляются гончарные изделия (терракота, глиняная посуда, кирпичи и т.д.). Эти изделия довольно хрупкие. При более высоких температурах происходит частичное спекание (стеклование), благодаря чему получается более жёсткий материал ─ фарфор. Для производства камня Коуд требуется ещё более высокая температура: получается плотный, не пропускающий жидкость или газ, не поддающийся коррозии и устойчивый к царапинам искусственный камень.

Когда Элеанор Коуд основала свою "Мануфактуру Коуд по производству искусственного камня" в лондонском боро Ламбет, в Англии было много предприятий по производству искусственного камня. Дочь торговца шерстью, она, по всей вероятности, почти ничего не знала о производстве такого камня ─ она занималась продажей льняного полотна.

К концу 1760-х годов ей посчастливилось встретить человека по имени Дэниел Пинко (Daniel Pincot), который уже занимался производством искусственного камня, но его бизнес испытывал финансовые трудности. У Элеанор были деньги, у Дэниеля ─ способ приготовления, и вместе они открыли фабрику там, где сегодня находится станция Ватерлоо, начав производство необычайно высококачественного материала.

Коуд изначально назвала свой камень "Литодипира" (Lythodipyra), что в переводе с греческого означает "дважды обожжённый камень", но потом дала ему более благозвучное название ─ камень Коуд (Coade stone). Через 2 года Элеанор Коуд уволила Дэниеля Пинко, и о нём больше ничего не известно.

© amusingplanet.com

Работа во дворе фабрики Коуд в Ламбете, Лондон, около 1800 г.

Элеанор Коуд весьма успешно управляла своим бизнесом по производству искусственного камня в течение 50 лет (вплоть со самой смерти), что было очень нетипично для женщины Георгианской эпохи. Материалы с её фабрики отправлялись по всей Великобритании и за её пределами, их использовали многие блестящие скульпторы и архитекторы того времени: Роберт Адам (Robert Adam), Джеймс Уайетт (James Wyatt), Джон Нэш (John Nash) и другие.

Венцом её карьерного успеха стала поставка искусственного камня королевскому двору. Камень Коуд использовали для часовни Святого Георгия во дворе Виндзорского замка, Королевского павильона в Брайтоне, особняка Карлтон в Лондоне, Королевского военно-морского колледжа в Гринвиче, а также для обновления Букингемского дворца.

Элеанор Коуд умерла в 1821 году. Её камень активно использовался ещё в течение двух десятков лет, после чего на рынке его заменил другой замечательный материал ─ портландцемент.

Существует устойчивый миф о том, что секрет камня Коуд умер вместе с Элеанор Коуд, но это неправда. Формула для изготовления этого искусственного камня была хорошо известна в середине XIX века, и большое количество мануфактурщиков её использовали благодаря тому, что ни Пинко, ни Коуд не пытались её запатентовать. Если и существовал какой-то секрет, то он заключался в непревзойдённых навыках мастеров, смешивавших глину и работавших с печью.

© amusingplanet.com

Фронтон Лорда Нельсона во внутреннем дворе Старого Королевского военно-морского колледжа в Гринвиче рабочие мануфактуры Коуд называли своей лучшей работой

Действительно, производство изделий из камня Коуд было очень трудоёмким процессом, требовавшим навыков высококвалифицированных специалистов. Во-первых, модель формы будущего изделия создавалась из глины размером почти на 10% больше требуемого ─ для усадки во время обжига. Из этой модели затем делали гипсовую форму, обычно состоящую из нескольких частей, которые можно было снять и разобрать. Глиняная смесь готовилась и прессовалась в форму вручную: на многих старых изделиях из камня Коуд до сих пор хранятся отпечатки пальцев работников фабрики Коуд.

После того, как глиняная смесь затвердевала, гипсовую форму удаляли, а модель обжигали в печи в течение нескольких дней. Это был самый ответственный этап производства. Зачастую мастер, работавший с печью для обжига, не спал всю ночь напролёт, чтобы поддерживать постоянную температуру.

Не всегда всё получалось ─ такие партии браковались Элеанор Коуд, стремившейся поддерживать самые высокие стандарты контроля качества. Но большую часть времени из печи её мануфактуры выходили камни Коуд высочайшего качества.

Популярность камня Коуд в значительной степени обусловлена предпринимательской жилкой Элеанор Коуд и её умением продвигать товар на рынке. Она наладила очень продуктивные отношения с некоторыми из самых уважаемых архитекторов и дизайнеров того времени, и через них обеспечила доступ к некоторым из самых богатых клиентов Великобритании.

Талантливая бизнес-леди проводила выставки своей продукции, открыла постоянную выставочную галерею, размещала рекламу в газетах и выставляла лучшие работы своей мануфактуры в Королевской Академии художеств. Её каталоги продукции были исчерпывающими: например, каталог 1784 года насчитывал не менее 788 образцов.

© amusingplanet.com

Отец Темза, каменная скульптура Коуда Джона Бэкона, на территории Дома Хэма, Ричмонд.

© amusingplanet.com

Один из двух сфинксов из камня Коуд в парке Крум-Корт (Croome Park), графство Вустершир, Англия


Элеанор Коуд никогда не была замужем. Она умерла в 1821 году в возрасте 88 лет. Большую часть своего состояния она пожертвовала благотворительным школам и священникам.
0 : 1


Физкультура для всех (осень 2020)

Физкультура для всех (осень 2020)

Информация Клуба
05.08.20

more
Мастер гриль!

Мастер гриль!

Информация Клуба
05.08.20

more
Наушники для всех: что есть на рынке?

Наушники для всех: что есть на рынке?

Обзор полезного
09.07.20

more
Журнал "Русский свет" №2.2020

Журнал "Русский свет" №2.2020

Информация Клуба
30.06.20

more
Сергей Капица ответы на вопросы современности

Сергей Капица ответы на вопросы современности

Энциклопедия
24.06.20

more
Мастер-класс по рисованию акрилом

Мастер-класс по рисованию акрилом

Информация Клуба
12.06.20

more
Поездка в санаторий Хаапсалу, Эстония

Поездка в санаторий Хаапсалу, Эстония

Информация Клуба
12.06.20

more
Литературный конкурс 2020

Литературный конкурс 2020

Информация Клуба
27.03.20

more
Журнал "Русский свет" №1.2020

Журнал "Русский свет" №1.2020

Информация Клуба
15.03.20

more
Ярмарка «Город Мастеров»

Ярмарка «Город Мастеров»

Информация Клуба
10.02.20

more
Отмена мероприятий

Отмена мероприятий

Информация Клуба
16.03.20

more
Праздничный вечер  «ШИКАРНАЯ ЖЕНЩИНА»

Праздничный вечер «ШИКАРНАЯ ЖЕНЩИНА»

Информация Клуба
10.02.20

more
Фольклорный ансамбль Казачьей песни "Алатырь"

Фольклорный ансамбль Казачьей песни "Алатырь"

Информация Клуба
20.02.20

more
Журнал "Русский свет" №2.2020

Журнал "Русский свет" №2.2020

Информация Клуба
30.06.20

more