Что нашли тамплиеры в Иерусалиме?
В 1118 г. девять французских рыцарей, давших обет бедности, целомудрия и послушания, явились к королю Иерусалимскому Бодуэну II и выразили желание защищать Святую землю и охранять паломников. Согласие правителя было получено и для проживания рыцарей выделена часть территории, некогда принадлежавшей храму Соломона, отчего рыцарей прозвали храмовниками или тамплиерами (от французского temple – храм).
Так было образовано одно из самых известных рыцарских сообществ эпохи крестовых походов – орден тамплиеров. Устав его, торжественно одобренный в 1128 г. на церковном Соборе в Труа, был написан самим св. Бернардом, основателем знаменитого аббатства Клерво, обладавшим в тогдашнем католическом мире высоким духовным авторитетом. Известно также, что св. Бернард вооружил тамплиеров не только правилами жизни, изложенными в уставе ордена, но и некими важными сведениями, на которые те опирались в поисках, предпринятых во время крестового похода на Святую землю.
Что же искали рыцари на Востоке?
Глубоко под землей на том месте, где когда-то стоял Иерусалимский храм, находилось огромное подземное сооружение – так называемые конюшни царя Соломона. Ходили слухи, что в них могло разместиться 2000 лошадей, но подвалы храма интересовали рыцарей отнюдь не по этой причине. По сведениям св. Бернарда, в них было сокрыто величайшее сокровище – Скрижали Завета, и на храмовников возлагалась миссия отыскать их. Разумеется, искали вовсе не заповеди с морально-нравственными предписаниями, хорошо известными из Библии. Согласно утверждениям хранителей тайной мудрости, существовала и скрытая часть, содержавшая космический закон чисел, мер и весов. Она и интересовала крестоносцев.
Вчитываясь в слова Библии, ища в них скрытый смысл, богословы средневековья обнаружили, что на горе Синай Бог передал Моисею не одну, а три вещи: «скрижали каменные, и закон, и заповеди» (Исход, 24:12). Далее Бог сказал: «И положи в ковчег Откровение, которое Я дам тебе» (Исход, 25:16). Затем говорится, что Господь «дал ему две скрижали Откровения, две скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим» (Исход, 31:18).
Первые полученные скрижали Моисей разбил в порыве гнева, увидев, что в его отсутствие соплеменники воздвигли себе статую золотого тельца и поклоняются ему. Затем Господь вновь велел Моисею: «Вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил». Бог изустно повторил заповеди и велел Моисею записать их. Так, якобы, появились Скрижали Откровения или Десятисловие – десять заповедей, написанных рукой Моисея.
Десять заповедей увековечены на страницах Библии и хорошо известны. Но Скрижали Откровения, эти бесценные каменные таблицы, были помещены в специально изготовленный для них ковчег, порученный неусыпному надзору левитов, храмовых священнослужителей. После полного драматизма странствия по пустыне он был перенесен в Палестину. Здесь присланный царем Финикии по просьбе Соломона зодчий Хирам Абиф воздвиг храм, куда и была помещена святыня. Хранился ковчег в особом помещении, названном «Святая святых». Доступ туда был строжайше запрещен, лишь раз в году входил первосвященник.
Начиная с двадцать пятой главы книги Исхода, приведены точные и детальные указания по сооружению ковчега, способам его транспортировки, одежде и обуви священнослужителей. Внимательное ознакомление с ветхозаветной технологией привело современных исследователей к мысли, что ковчег представляет собой не просто ларец для хранения реликвии, а электрический конденсатор, выполненный из смолистой древесины и выложенный изнутри и снаружи золотыми пластинами. Между пластинами, несущими на себе положительный и отрицательный заряды, могло создаваться напряжение в несколько сотен вольт – вполне достаточное, чтобы убить человека. В Библии приводятся два таких случая (2-я Царств, 6:6-7 и 1-я Паралипоменон, 13:9-10).
Что сталось с Ковчегом Завета после разрушения Соломонова храма? Среди награбленного Навуходоносором он не числился. Это давало повод для предположения, что реликвия была надежно спрятана. Ее и надеялись найти тамплиеры. К 1127 г. поиски завершились. Что отыскали рыцари, разумеется, было покрыто тайной, хотя молва гласила, что найти ковчег им все же удалось.
Более вероятно другое: они нашли огромную сокровищницу – слитки золота и драгоценные камни, пережившие разрушения и грабежи. Этому существует весьма любопытное подтверждение. В 1957 г. в Манчестерском университете завершилась расшифровка «Монетного свитка» из кумранских пещер. Текст его свидетельствовал о том, что «несметные сокровища», состоявшие из штабелей золотых слитков и драгоценностей были погребены в подземельях Иерусалимского храма.
Великий магистр ордена Гуго де Пайен сообщил об успехах Бернарду Клервосскому, и драгоценный груз был отправлен ко двору графа Шампанского, в город Труа. Здесь в 1128 г. состоялся съезд духовенства под председательством папского легата во Франции, на котором состоялось официальное признание суверенного духовно-рыцарского ордена, отданного под покровительство Бернарда Клервоского. Монахи-воины были удостоены права носить белый плащ с нашитым на нем красным крестом с раздвоенными острыми концами.
Но видимо, тамплиерами были найдены не только материальные ценности, и слухи об открытии ими Ковчега Завета не столь уж и беспочвенны, если вспомнить власть, буквально свалившую в руки бывших пилигримов.
После похода орден быстро занял видное положение во всех сферах европейской жизни. Спустя 11 лет, в 1139 г., папа Иннокентий II подчинил его непосредственно Святому престолу, избавив храмовников от обязанности исполнять волю каких бы то ни было властей, будь то государи, правительства или епископы. Ордену были пожалованы обширные земельные владения, разбросанные по всей Европе, – от Британских островов до Палестины. Испанский король Альфонс Арагонский хотел было передать им в наследство свое королевство, но столкнулся с сопротивлением подданных; английский король Генрих I наградил орден богатыми дарами. Весть о невероятных находках тамплиеров распространилась по свету, и крупные пожертвования сыпались на них со всех сторон. Росло число желающих вступить в это рыцарское братство, и это при том, что какое бы общественное положение ни занимал вступавший в него, он был обязан отречься от своего титула и безвозмездно принести в дар ордену все свое состояние. Орден обладал сказочными богатствами, а рыцари давали обет бедности. Тамплиеры учредили целую сеть банков, ссужая деньги монархам и тем самым влияя на государственные дела. Через 25 лет после завершения Собора в Труа члены монашеского братства св. Бернарда уже создали более 300 аббатств.
Что попало в руки храмовников – Скрижали Откровения, Изумрудная скрижаль, древние свитки – мы едва ли узнаем в точности. Зато отлично известно, что оказалось «на выходе из черного ящика» – за короткое время облик европейских городов неузнаваемо изменился, стали зримыми результаты проникновения тамплиеров в тайны «сакральной геометрии» и «сакральной географии». Овладев их законами, зодчие тамплиеров запечатлели «священную науку» в недосягаемых по совершенству творениях, весь мир и доныне изумляется великолепию готических соборов, устремленных остриями стрельчатых арок в небо.
Одной из замечательных тайн готической архитектуры стали цветные витражи, украшающие окна соборов и созданные в XII–XIII столетиях. Ничего подобного не было известно ни до, ни после готического периода. И не только потому, что яркость витражей превосходит в этом отношении все остальные орнаментальные композиции из цветного стекла. Их преимущество состоит в замечательной способности усиливать проходящий через них свет. Даже в пасмурную погоду и в сумерки эти стекла продолжают искриться. Секрет их изготовления так и не раскрыт до настоящего времени.
Кроме материальных сокровищ тамплиерам удалось отыскать множество рукописных книг, где не только излагались древние знания, каббалистические и прочие эзотерические учения, но иначе трактовались и евангельские события. По прошествии времени все эти преимущества храмовников – огромные богатства, суверенное положение (своего рода империи, не считавшейся с границами государств), тайные знания их были сочтены опасными для власть имущих, и орден подвергся жестокому разгрому.