Правда Будёновки

3.08.2010 Andrey Mironov 2 11 960
0

Будёновки верно служили нашим солдатам до начала Великой Отечественной войны

Начну с более подробного описания этого колпака, а вы попробуйте догадаться, о каком головном уборе идет речь, кто его носил и как он называется. «Головной убор состоит из колпака по форме головы, суживающегося кверху и имеющего вид шлема, и отгибающихся назатыльника и козырька. Колпак состоит из шести кусков одинакового размера мундирного сукна защитного цвета формы равнобедренного треугольника, сшиваемых один с другим по боковым сторонам так, что вершины треугольника сходятся наверху в центре колпака, причем вершина колпака делается притупленной.

В вершину колпака вовнутрь вшивается круглая пластинка, обтянутая сукном, диаметром около двух сантиметров. Спереди к колпаку головного убора симметрично по отношению к козырьку пришивается пятиконечная звезда из цветного сукна, обращенная острым концом вверх. В центре звезды укрепляется значок-кокарда установленного образца с эмалью вишневого цвета».


Догадались? Ну, конечно же, речь идет о буденовке, той самой легендарной буденовке, о которой слагались стихи, пелись песни, сочинялись частушки. Но откуда она взялась, кто ее придумал, а также кто и зачем разработал приведенное выше описание головного убора? Всякого рода версий и слухов вокруг этой истории великое множество. Есть даже такая: буденовка и шинель с «разговорами» были созданы в царское время и задуманы для будущего Парада победы в Первой мировой войне, она была пошита и лежала на складах, большевики же эту форму позаимствовали, а грубо говоря, украли, заменив двуглавого орла пятиконечной звездой.

Эта версия – одна из самых распространенных, но в ней нет ни слова правды. Самое странное, что и в советские времена никто не пытался опровергнуть «царскую» версию и рассказать правду. Причина была довольно банальная: все документы и приказы, связанные с разработкой новой формы бойца Рабоче-крестьянской Красной армии, были подписаны фактическим создателем этой армии, народным комиссаром по военным и морским делам, председателем Реввоенсовета республики Троцким.

Много лет его имя нельзя было не то что печатать, но даже произносить вслух, а потом, когда из Троцкого начали лепить образ идейного борца с большевизмом и сталинизмом, тоже ничего не получилось, так как он был таким же кровавым маньяком, как все остальные обитатели Кремля. Но то, что в деле победы большевиков в Гражданской войне Троцкий сыграл выдающуюся роль, – бесспорный факт.

Найти, а потом выудить из архивов сборник приказов Реввоенсовета, подписанный Троцким, было не так-то просто, но мне это удалось. Прекрасно понимая, что, как говорилось в одном из декретов, «наскоро созданная Красная Армия не способна защитить Советскую власть от внешних и внутренних врагов», что нужно создавать по-настоящему боеспособную революционную армию, Ленин подписал несколько декретов, предусматривающих ряд мер по созданию такой армии: в них говорилось и о привлечении в состав РККА бывших офицеров царской армии, и об учреждении института военных комиссаров, и о многом другом.

Но в Кремле прекрасно понимали, что мало сплотить красноармейцев идейно, мало объяснить, за что они борются, надо дать им оружие, накормить, одеть, обуть. Иначе говоря, вместо погон, папах и лампасов нужна была совершенно новая, революционная форма, которая сплачивала бы так же, как и идеи, за которые они шли на смерть.

Именно поэтому появился приказ, найдя который, я почувствовал себя примерно так же, как Шлиман, нашедший Трою: ведь этот документ ставит все с головы на ноги и, не боюсь этого слова, является истиной в последней инстанции.

ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ПО ВОЕННЫМ ДЕЛАМ № 326 Москва, 7 мая 1918 г.

При сем объявляется положение о конкурсе по установлению формы обмундирования Рабочее-Крестьянской Красной Армии.
Предметом конкурса является проектирование обмундирования Рабоче-Крестьянской Красной Армии, заключающего в себе – одеяние, обувь, снаряжение (для пехотинца и кавалериста) и головной убор.

ТРЕБОВАНИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ УЧИТЫВАТЬСЯ ПРОЕКТАМИ

Формы обмундирования, вполне отличаясь от старых, должны быть спортивно-строгими, но изящными в своей демократической простоте и отвечающими по стилю духу народного творчества.
Возможная дешевизна обмундирования должна служить общим стремлением при выборе материала для проектируемых форм. Обмундирование должно быть приспособлено к временам года, доставлять носящему его наилучшие гигиенические условия, предохранять от простуды и не затруднять кровообращения и дыхания.
Формы обмундирования не должны заключать в себе каких-либо особо ярких по цвету и резких демаскирующих линий. Защитный цвет формы избирается путем отдельного, не входящего в конкурс, оптически-лабораторного исследования.

ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА КОНКУРСА
Проекты должны представляться по форме достаточно четкими и ясными, с необходимыми чертежами и, желательно, с рисунками в красках и выкройками, могущими обеспечить конструктивную исполнимость представленных проектов. Последние должны подаваться или пересылаться почтой в запечатанных конвертах с указанием избранного автором девиза. Листок с фамилией автора и с указанием его девиза должен быть запечатан в особый конверт, который вскрывается жюри после окончательного постановления о представленных проектах. Последний день подачи или присылки проектов назначается на 10 июня 1918 года.

Проекты выставляются для осмотра в помещении Конкурса на маскировочных курсах военных сооружений Р.-К.К. Армии (Москва, Поварская, угол Молчановки, здание 5-й гимназии).

За каждый из первых двадцати проектов обмундирования или отдельных его частей (одеяния, обуви или головного убора), признанных комиссией заслуживающими внимания, Народным комиссариатом по военным делам уплачивается четыреста рублей в случае одобрения проекта всего обмундирования, а за одобренную отдельную часть проекта по сто рублей. Первые три лучшие проекта приобретаются Комиссариатом в собственность Российской Федеративной Советской Республики за дополнительное вознаграждение в две тысячи рублей за полный проект обмундирования, а за проект отдельных частей обмундирования по пятьсот рублей.

Читая это положение о конкурсе теперь, нельзя не удивляться его спокойному и деловитому тону. Просто поразительно, как можно было в ту пору, когда советская власть была на грани выживания, когда свирепствовали эпидемии, царил голод, лютовали различных мастей банды, заниматься такими, казалось бы, пустяками, как «спортивно-строгий и изящный стиль» будущей формы, затевать канитель с девизами конкурсантов, созданием жюри и привлечением экспертов.

Надо сказать, что среди творческой интеллигенции, которая не успела сбежать за границу, затея с конкурсом вызвала неоднозначную реакцию: одни глумливо посмеивались, другие объявили бойкот, но были и третьи, которые к конкурсу отнеслись с энтузиазмом.
Среди последних были такие известные мастера, как Борис Кустодиев и Виктор Васнецов.

Установить это удалось довольно просто: в одном из архивов я нашел не просто фотографии, а стеклянные негативы, на которых хорошо видна подпись того же Кустодиева. Эскизы, которые он предложил, довольно оригинальны. На одном рукой художника написано: «летняя, лагерная или проходная» – укороченные брюки, гольфы, несколько американизированная шляпа. Или такой вариант: мундир, белая рубашка, галстук, мягкая шляпа или картуз. Есть и образец осеннее-зимней формы: те же короткие брюки, гольфы, укороченная шинель и каскетка.

Другие предлагали форму романтического характера, напоминающую одежду наполеоновских солдат: здесь и кивер, и аксельбанты, и высокие узкие сапоги, и даже султан на шлеме. Еще один образец, он гораздо практичнее: шляпа, правда, напоминает тирольскую, и ее трудно представить на голове красноармейца, а вот застежки на гимнастерке, так называемые «разговоры», впоследствии прижились.

Сохранились эскизы и других моделей, но вот что любопытно: будто сговорившись, почти все художники, предлагая самые смелые решения одежды, обували красноармейцев в лапти, хоть и кожаные, но лапти. Видимо, они понимали, что сапоги республике пока что не по карману.

Так случилось, что ни один из образцов одежды жюри не устроил, поэтому представители комиссариата пошли другим путем: из одного проекта они взяли шинель, из другого гимнастерку, из третьего те самые «разговоры» – и в итоге был утвержден образец, составленный из нескольких вариантов.





А вот с головным убором дело обстояло сложнее. Ни каскетки, ни шляпы, ни картузы устроителей конкурса не устраивали. И тут наконец вскрыли конверт, в котором лежала почтовая открытка с изображением хорошо известных богатырей Виктора Васнецова, причем лошади были отрезаны, и стали видны, к тому же крупно, только плечи и головы Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. А на головах-то у них шлемы, настоящие богатырские шлемы! И тут кто-то вспомнил, что в русском воинстве в ходу были не только кованые из железа, но и сделанные из войлока, так называемые куячные шлемы: именно они были по карману простому ратнику. Но форма, что куячных, что железных, одинакова – они покаты. А это очень важно, так как при ударе сабля противника будет скользить и, следовательно, вреда причинит гораздо меньше.

Название для нового голоного убора родилось быстро – богатырка. Справедливости ради надо сказать, что нечто похожее на богатырский шлем предложил не один Васнецов, поэтому окончательный вариант головного убора красноармейца скомпоновали из нескольких: у кого-то взяли козырек, у кого-то шишак, у когото звезду. И вот наконец 13 декабря 1918 года публикуется...

ПОСТАНОВЛЕНИЕ РЕВОЛЮЦИОННОГО ВОЕННОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ
«По докладу председателя Комиссии по выработке форм обмундирования Рабоче-Крестьянской Красной Армии от 17 сего декабря за № 113 с приложением доклада Специального отдела Комиссии за № 42:
а) Утвердить представленный Специальным отделом тип головного убора.
б) Поручить Комиссии составление приказа с приложением подробных описаний, чертежей, рисунков и лекал.
в) Заказать распоряжением Комиссии через Главное военно-хозяйственное управление первую партию в 4000 штук головных уборов для передачи в части войск по выбору и распоряжению Реввоенсовета».

Далее шло подробное описание головного убора, с которого я начал свой рассказ. Я не сразу понял, зачем это было нужно, но по зрелом размышлении пришел к выводу, что причина, как говорится, на поверхности: шить-то богатырки было негде.

В стране разруха, все фабрики в простое, и пошить несколько миллионов богатырок в централизованном порядке негде, да и не из чего. Поэтому инициатива в изготовлении нового головного убора отдавалась войсковым портным.

Точно установлено, что первыми богатырку надели молодые красноармейцы Иваново-Вознесенска. В конце 1918 года в этом городе объявили набор в отряд Михаила Фрунзе. Полк был быстро сформирован, одет в новую форму – чего-чего, а сукна и портних в этом городе предостаточно – и отправлен на Восточный фронт в состав 25-й дивизии, которой командовал Чапаев. Уже при штурме Уфы чапаевцы увидели, что в их дивизию влились действительно красные богатыри – так лихо и отважно сражались Иваново-вознесенцы. Но вот что странно, богатырку они упорно называли фрунзевкой. Это название на Восточном фронте держалось довольно долго.

И все-таки богатырка, а потом фрунзевка стала буденовкой. Когда и как это произошло? Почему красноармейцы так полюбили этот головной убор? Причиной этого стал, конечно же, сам легендарный командарм. К концу двадцатого года имя Буденного стало известно не только каждому красноармейцу, но и каждому белогвардейцу. Одно появление конников в буденовках вызывало у белых панику и растерянность. Ведь на клинках буденовцев были победы под Царицыном, Воронежем и Касторной, под ударами этих клинков полегла конница Мамонтова и Шкуро, офицерские отряды Добровольческой и Донской армий.

Вот что рассказывал об одном из боев сам Буденный. «В деревне Прямая Балка сосредоточилось пять полков конницы и один полк пехоты противника…Пользуясь их беспечностью, мы окружили село и установили свою артиллерию на наиболее вероятных путях отхода белых. По сигналу атаки автоброневики и пулеметные тачанки под прикрытием кавалерийских эскадронов ворвались в Прямую Балку. Белогвардейцы в ужасе выскакивали из домов и попадали под ураганный огонь наших пулеметов... И все же некоторые подразделения казаков вырвались из села и бросились бежать. Это было паническое, еще невиданное за всю мою боевую жизнь бегство. Казаки на ходу скидывали с себя все лишнее, они бросали даже боевые пики и винтовки, а некоторые, проявляя чудеса изворотливости, сбрасывали седла и скакали, уцепившись за гривы своих лошадей. Но спастись от клинков наших кавалеристов удалось тогда немногим».

Удивительное дело, но сам Буденный в это время буденовку не носил. В одном из архивов я нашел фотографию командного и политического состава Первой конной армии, сделанную весной 1920 года в Майкопе. Здесь такие известные военачальники, как Тимошенко, Ворошилов, Буденный, Городовиков. Еще был жив и командир особого кавдивизиона легендарный Олеко Дундич. И вот что интересно: только два человека в буденовках – начдив Степной-Спижарный и военный комиссар Харитонов.

Уж если все командиры и политработники (за исключением двоих, вернувшихся недавно с курсов из Москвы) не в буденовках, следовательно, в полках и эскадронах их вообще не было. Дело, видимо, в том, что конники все время в седле, а их обозы на колесах, значит, негде, да и некогда было развернуть мастерскую, которая могла бы обшить всю армию. А централизованное снабжение тогда еще только зарождалось.

Но на фотографии после польского похода 1920 года Буденный и его соратники уже в буденовках! О делах Первой конной и подвигах героев Гражданской войны написано немало книг, создано песен, поставлено фильмов. И всюду за свистом сабель, грохотом пушек, яростными штыковыми и лихими атаками конницы встает образ молодого красноармейца – наследника былинных русских богатырей. Нет на нем кованой кольчуги и литых лат, зато шлем все тот же, богатырский! И пусть век буденовки был недолог – всего-то двадцать с небольшим лет, но слава ее столь велика, что жить будет в веках.

  1. {usertitle}
    0
    № 1
    Здравствуйте! Не владеете ли информацией, почему нашивки-хлястики на груди назывались "разговорами"? Нигде не могу найти информацию, а мне интересно стало. 

    10.04.17 (00:45)
  2. {usertitle}
    0
    Достоверной и официальной информации на этот счет не найти. Но существует одна из версий, что нашивки-хлястики были разных цветов, соответствующих родам войск. Именно по этому уже издали они могли "рассказать" о владельце к какому роду войск он принадлежал. Такая версия вполне убедительна.

    10.04.17 (08:04)