Секреты советской мультипликации
Вы никогда не задумывались, почему многие советские мультфильмы до рубежа 60-х годов так притягательны. Достаточно вспомнить ряд из них: «Ночь перед Рождеством», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Каштанка», «Аленький цветочек», «Золотая антилопа» ... по своему характеру мультипликации аналогия с Уолтом Диснейем. Секрет живой и мягкой мультипликации заключается в методе создания рисунка - ротоскопирование.
Ротоскопирование - мультипликационная техника, при которой мультипликационный или комбинированный отрезок фильма создаётся путём последовательной обрисовки отдельных кадриков отснятой киноплёнки с реальными актёрами и декорациями.
В СССР ротоскопирование (известное также под названием «эклер», по марке проекционного аппарата Eclair) было известно ещё в 1920-е годы. К середине 1930-х годов интерес к технике снизился, но позже, с конца 1930-х и до 1950-х годов, снова возрос. Эклер применялся в таких фильмах, как «Ночь перед Рождеством», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Каштанка», «Аленький цветочек», «Золотая антилопа», «Полёт на Луну» и других, причём в последнем были использованы кадры из снятого ранее художественного фильма «Космический рейс». Одной из ключевых фигур среди сторонников метода считался режиссёр Михаил Цехановский.
В устном докладе «Применение эклерного метода в производстве рисованных фильмов», сделанном в 1951 году режиссёром И. Ивановым-Вано, говорится о том, что в советском мультипликационном сообществе «эклер» признавался временной мерой, необходимой для использования до тех пор, пока не повысится уровень профессионализма мультипликаторов и пока они не смогут обходиться без него.
"Сказка о рыбаке и рыбке", 1950 год. Старуха - Анастасия Зуева
"Каштанка", 1952 год. Незнакомец – Алексей Грибов
"Снежная Королева", 1957 год. Королева - Мария Бабанова
"Снежная Королева", 1957 год. Герда - Янина Жеймо
"Цветик-cемицветик", 1948 год. Женя - Наташа Защипина
"Сказка о рыбаке и рыбке", 1950 год. Старик – Борис Чирков
В 1950-е годы в период расцвета метода «эклер» в СССР мультфильм сначала снимался с живыми актёрами, а затем переносился на целлулоид. Таким образом фильм приходилось снимать дважды. Первая постановка при этом по сути не отличалась от игрового кино. Для работы над мультфильмами приглашались ведущие советские актёры. Так, например, в съёмках мультфильма «Аленький цветочек» принимали участие Николай Боголюбов, Михаил Астангов, Мария Бабанова, Нина Крачковская. Актёры вносили свою лепту в создание образа - придумывали походку, пластику, жесты.
Художникам-мультипликаторам приходилось учитывать то, что у рисованных героев пропорции должны быть иными, чем у людей в реальности. Необходимо было увеличивать размер головы относительно туловища. Поэтому ротоскопирование не было простым копированинем. Доходило до того, что приёмом «эклер» создавали животных и сказочных персонажей. Некоторые мультфильмы создавались в смешанной технике. Так, например, в мультфильме «Снежная королева» Оле Лукойе - классический рисованный персонаж, изначально придуман и создан воображением Фёдора Хитрука. Остальные персонажи фильма сняты в технике «эклер».
К концу 1950-х годов ротоскопирование стало исчерпывать себя. Перенос на мультипликационный экран эстетики игрового кино обеднял возможности художников, но тем не менее, как говорил Лев Атаманов, не противоречил мультипликационному искусству и даже, наоборот, возвышал мастерство советских мультипликаторов. Образы, которые они могли создавать, не должны были ограничиваться ничем, кроме их фантазии. Вышедшие в 1961-1962 годах мультфильмы «Большие неприятности» и «История одного преступления», созданные в новаторской технике, ознаменовали собой начало нового этапа в истории советской мультипликации.
Похожие публикации:
7.06.2011
6.11.2011
27.12.2016
16.04.2014
11.10.2016
22.05.2013
28.02.2014
17.10.2013