Изготовление самурайской цубы
Цуба (Tsuba) - гарда клинкового оружия, такого как катана и других мечей (тати, вакидзаси), танто или нагината.
Цуба дает рукам весьма иллюзорную защиту, но тут следует учитывать базовые принципы японского фехтования, отрицающие прямые подставки под вражеский удар. Конструкция цубы проста и замысловата, а все ее фрагменты подчинены строгим нормам традиции. Удивительное мастерство, с которым изготовители цубы умудрялись придавать маленькому диску столь разнообразные формы. Если представить себе некую усредненную цубу, нетрудно заметить ряд общих элементов, присутствующих у абсолютного большинства изделий.
Самыми заметными деталями в абрисе любой цубы являются: овальная площадка «сэппа-дай» в центре, а так же окна «когай-ана» и «козука-ана», предназначенные для выхода рукояток ножа когатана и шпильки когай, дабы владелец имел возможность извлекать их, не выдвигая клинка. «Ана» - отверстие, прорезь.Понятие «р-хицу», подразумевает оба окна сразу.
Цубы обычно украшены изящной отделкой и являются в наши дни предметами коллекционирования. Мастерство изготовления цуб в Японии было передаваемым по наследству ремеслом.
Лицевая сторона цубы, которая обращена к рукоятке, дабы встречный люд имел возможность любоваться тонкой работой. Впрочем, на сей счет есть другие мнения. Значительная часть железных изделий, особенно XVIII-XIX веков, имеют «хицу», окантованные мягким цветным металлом.
Точно посередине цубы клинообразное окно «накаго-ана», через которое проходил накаго. Для того чтобы цуба не вихляла на клинке, в нижний и верхний углы накаго-ана почти всегда вбиты кусочки мягкого цветного металла (латунь, медь). Слегка подпиливая или расплющивая податливые фрагменты, мастер обеспечивал индивидуальную подгонку данной цубы к данному мечу. Назывались такие вкладки «сэки-ганэ» (Sekigane) или «кути-бэни» (Kuchibeni).
Средний размер цубы для больших мечей составляет 75-85мм при толщине 3-4мм. Во все времена существовали исключения из правил, но эти цифры верны в 99% случаев. Соответственно, вакизаси комплектовались цубами в 60-70мм с той же толщиной. Но различных форм диска известно много, хотя они и укладываются в несколько типов.
Круглые (Maru-gata) - наиболее распространенная форма, причем цуба классифицируется как «круглая» независимо от дизайна, просто по внешнему виду.
Овальные (Nagamaru-gata) своеобразной переходной формой от круглых к четырехугольным служат овальные цубы. Порой это чистый круг, слегка сдавленный по вертикали, порой - скругленный квадрат или прямоугольник (Nagegaku-gata). В зависимости от величины скругления экземпляр ближе либо к той, либо к другой группе.
Четырехугольные (Kaku-gata) современные кинематографисты снабдили ловких ниндзя прямыми мечами с огромной квадратной цубой, имеющей вогнутые, как у бубнового туза, стороны. На самом деле прямоугольные или квадратные цубы были популярны в самурайской среде во все времена, но абсолютное большинство их скруглены. Вероятно, именно такие изделия пользовались настоящих ниндзя, так как действительно могли служить ступенькой, если прислонить меч к стене. Пусть их размер и толщина отличались в большую сторону, зато они не вызывали подозрений у бдительных «охотников за шпионами». В данную категорию так же входят трапециевидные цубы.
Мокко (Mokko-gata) дольчатый силуэт такого диска мог бы служить визитной карточкой всех цуб вообще, так как именно он прочно ассоциируется с маленьким японским чудом. Трудно даже сказать, какие именно формы держат пальму первенства. По сути, мокко — это круглые и овальные цубы, имеющие четыре «ломтика», по аналогии с которой и были названы. Глубина прорезки «лепестков» изменяется от почти незаметной до весьма солидной. Тогда форма становится «ири-мокко» («глубокая мокко»).
Многоугольные - не очень распространенная форма, изредка встречается шести- или восьмиугольника. Они довольно скверно гармонируют с классическим дизайном японского меча. Ромбовидные и крестообразные силуэты и вовсе единичны.
Aou (Aoi-gata) является разновидностью «мокко», образованной четырьмя характерными «лепестками», либо же имеет симметричные промежутки в форме «сердца». Такой элемент в Японии известен как «иномэ» («кабаний глаз»). В целом контур похож на лист растения «аои», от чего и пошло название.
Произвольные - в эту категорию собраны изделия, чей внешний рисунок образован элементами, которые мастер расположил в соответствии лишь с собственной фантазией, не стремясь жестко вписать их в одну из традиционных форм. Каждая такая цуба является либо круглой, либо овальной, незначительные выступающие и вдавленные участки не разрушают общего впечатления.
Очень важной деталью, является внешний ободок «мими» (Mimi). Различают ободки, выполненные вровень с плоскостью диска, приподнятые («дотэ-мими») или зауженные («гоиси»). Толстый ободок, кованый непосредственно из пластины, называется «учикаэси-мими» (Uchikaeshi Mimi). По типу сечения бывают круглые («мару»), квадратные («каку») или скругленные («ко-нику») ободки. Изредка встречаются цубы с накладным («фуку-рин») ободком, сделанным, как правило, из мягкого металла.
Все цубы были покрыты слоем прочного лака. Обычно это черный или прозрачный лак, но бывают так же цветные: красный, золотистый и т.д. Это объясняется дождливым климатом Японии, беззащитное железо не продержалось бы и года.
Вплоть до XVI века цубы были тяжелыми, толстыми коваными изделиями из железа или цветных металлов, и анонимными. Оружейники комплектовали новый меч соответствующей цубой. Но довольно быстро производство защитных дисков выделилось в особый род искусства, и каждый мог заказать уникальный экземпляр. Комплекты «дай-сё» оснащались парными цубами и прочими деталями монтировки, создаными одними руками, в едином дизайне. Сплошные железные цубы выглядят более прочными, и ажурная прорезная работа «сукаси» (Sukashi) не ослабляла конструкцию, так как вход шел не однородный металл, а многослойный кованый пакет с высокоуглеродистыми фрагментами. После финальной обработки эти включения, так называемые «тэккоцу» (Tekkotsu), четко проступали на ребре пластины ввиде светлых зерен различной формы. Они по праву считаются одним из фундаментальных классификационных признаков.
Использование в ранних цубах чистой красной меди не столь нелепо, как может показаться. Будучи мягким и податливым, этот металл обладает особенностями. Во-первых, после холодной ковки прочность изделия возрастает, настолько, что оно приобретает некоторую упругсть. Во-вторых, уникальная вязкость меди защищает от острого клинка едва ли не лучше среднего железа. Такая цуба будет смята, но не срезана, и руки останутся целыми.
В дальнейшем большую популярность в качестве материала для цуб, равно как и прочих комплектующих, приобретает редкая разновидность бронзы - сплав «сякудо» (Shakudo), включающий до 70% золота. После специальной обработки поверхность принимала стойкий, неповторимо глубокий цвет, синя-черный и теплый одновременно, который не может быть получен другим способом. Благодаря этому сякудо великолепно сочетается с другими традиционными сплавами: не менее знаменитым медно-серебряным «сибуити» (Shibuichi) и медно-цинко-свинцовым «сэнтоку» (Sentoku). Сочетание искристо-холодных и бархатисто-теплых тонов порождало удивительную гармонию «инь-ян», вообще характерную для большинства японских, китайских и корейских изделий.
Наивысшего расцвета искусство цубы достигло в период Эдо. Грозная утилитарность военных мечей сменилась утонченным декором, и самым заметным представителем этого направления становится семья Гото, концентрат потомственных ювелиров и художников по металлу. Характерным стилевым признаком их изделий является высокий рельеф по спокойному фону и обилие золота. Тот час возникло множество вторичных школ, заполнивших рынок превосходными цубами, менее всего напоминавшими простые и практичные диски «эпохи враждующих провинций».
Политика конца XVI - начала XVII веков ограничила ввоз иностранных товаров в Японию. Китайцы и «южные варвары» (Namban), купцы из Голландии и Португалии допускались только в порт Нагасаки. В результате у целого ряда мастеров пробудилось очарование европейскими обычаями, и оружием. Например, Ёсицуги был одним из многих, кто начал развивать синтетическое направление, комбинируя европейские элементы с китайскими драконовыми и цветочными линиями и завитками, что в итоге привело к появлению стиля «намбан». В работе использовалось хрупкое волокнистое железо со сквозным узором, преимущественно — из переплетенных драконов, растительных и животных орнаментов, чеканных ободков и декоративных прямоугольников. На протяжении всего XVII века преобладание художественного начала выразилось в еще большей декоративности, а на рубеже XVIII столетия развитие окончательно двинулось по пути изощрения техники, колористики и применения драгоценных металлов. Не оправданный приоритет отдается легким в обработке золоту, серебру, сякудо и сибуити. Если поверхность старых железных цуб полностью отражала чисто японское понимание красоты, таящейся в нарочито грубых следах ковки или в разделке «под камень», то облик преемников излишне шикарен. Виртуозность гравировки, глубина и точность рельефа, безукоризненность многоцветных фонов и планов, это мертвое и холодное совершенство.