Златоустовское оружие
Златоуст - маленький городок в Челябинской области, прославившийся на всю страну много лет назад благодаря местным оружейникам. Здешние мастера так ловко обращаются с металлом, что слава об их продукции вот уже без малого два века гремит по всей стране и за ее пределами. Как же производят знаменитые златоустовские клинки? Как проверяют их качество? И в какую цену обойдется нож, сделанный здесь?
Историческая справка: Первый расцвет промысла пришелся на начало 19 века, через несколько лет после открытия железоделательной фабрики, и явился предпосылкой того, чтобы о Златоусте впервые заговорили как об одном из центров развития декоративно-прикладного искусства России.
До начала 19 века в России холодное оружие изготовляли отдельные мастера-самородки. Холодное украшенное оружие для царского двора, придворной и военной знати закупалось в крупнейших оружейных центрах Западной Европы: Золингене и Клингентале. Закупочные цены постоянно росли, из-за чего возникли экономические трудности, которые поставили Россию в зависимость от иностранцев. Александр 1 повелел сенату организовать свой отечественный центр по производству холодного и в том числе украшенного оружия. Для осуществления этой задачи как нельзя лучше подходил Уральский городок Златоуст, где имелась хорошая металлургическая база: на тот момент Златоустовский чугунолитейный и железоделательный завод выпускал высококачественный сортамент чугуна, железа и стали. Низкая себестоимость была обеспечена использованием труда крепостных и возможностью быстрой доставки продукции по густой сети окрестных судоходных рек.
Для организации производства холодного украшенного оружия Царское правительство пригласило специалистов-оружейников высокого класса из известных в то время на весь мир оружейных центров Германии - Золингена и Клингенталя. Среди них были хорошие знатоки обработки стали: литья, ковки и полировки клинков, выделки ножен, изготовления эфесов и художественной отделки оружия.
Первыми художниками-оружейниками на Златоустовской оружейной фабрике были лучшие мастера Золингена - Вильгельм Николай (отец) и Вильгельм Людовиг (сын) Шафы, приехавшие в Россию в декабре 1815 года. До 1817 они были единственными мастерами вытравки и позолоты клинков на Златоустовской фабрике. Критики 19-20-х веков, исследовавшие развитие промысла, отмечают что Шафы обладали более искусством дизайна, нежели художественным. Они умело сочетали клинки с формой рукояти, оправы и ножны, но рисунок которым украшалось оружие был скован и сух и не воспринимался как единая цельная композиция.
В Златоустовском краеведческом музее хранится несколько клинков и сабель подписанных фамилией Шаф. Но с первого взгляда можно разглядеть, что изделия различны по стилю и авторскому почерку. Некоторое время на русском холодном оружии, сделанном из златоустовской стали и украшенном златоустовскими граверами, стоял автограф Шафов, как раскрученный бренд начала 19 века.
Златоустовские подмастерья немецких художников-оружейников быстро переняли мастерство изготовления гравюры и превзошли своих учителей и в технике исполнения и по разнообразию миниатюры. С 1818 года все оружие на фабрике украшали русские мастера, после того как с честью выдержали свой первый экзамен: В Петербург, в департамент Горных и соляных дел было отправлено девятнадцать клинков украшенных без всякой помощи со стороны Шафов. Эти изделия получили высочайшую оценку членов комиссии госприемки тех времен. Вскоре сами Шафы отметили, что на Златоустовской фабрике сложился свой стиль украшения клинков, не похожий на золингеновский. Через несколько лет они удалились из Златоуста, продолжив свой бизнес в Москве.
Самым выдающимся периодом в истории русского Золотого оружия стали годы Отечественной войны. Только за 1812 год его было выдано свыше 500 единиц. За подвиги, совершенные в ходе сражений, император Александр I пожаловал золотым "генеральским" оружием с бриллиантами Ермолова, Багратиона, Кутайсова, Давыдова, Милорадовича, Иловайского, Орлова-Денисова, Коновницына и многих других, в том числе и атамана Донского казачества Платова. Михаил Илларионович Кутузов был награжден золотой шпагой с лавровым венком из изумрудов. Шпагой с алмазными лаврами и надписью "За 20 января 1814 года" был награжден Барклай де Толли.
На привокзальной площади Златоуста установлен памятник Ивану Бушуеву - одному из первых, одному из лучших граверов оружейной фабрики. О жизни этого художника известно мало, даже дату смерти историки установили по последним работам, датированным 1833 годом. Но его дела навечно вписаны в историю развития промысла. Иван и Ефим Бушуевы вместе с группой подростков братьями Тележниковыми и Лепешковыми и Иваном Бояршиновым пришли к Шафам обучаться ремеслу. Прежде эти ребята обучались в заводской школе рисунку и живописи, а свои навыки они совершенствовали в заводской чертежне. Поэтому, в течение короткого времени, они подняли искусство украшения оружия на такую высоту, на которую больше не взлетала Златоустовская гравюра на стали с середины 19 века до конца 20 - начала 21 столетия. Русские граверы усовершенствовали технологический процесс привезенный из Германии и мастерски им овладели. В отличие от Шафов, которые гравировали небольшую поверхность клинка, И. Бушуев стал использовать всю плоскость для нанесения сложной и насыщенной орнаментальной композиции. Позже Бушуев и его товарищи ввели в арсенал украшений сложные сюжетные композиции, миниатюры на темы русской истории. Бушуев нашел ту грань, которая позволяет считать его работы шедеврами. Горожане назвали его Иванко-Крылатко за легкость и изящество украшения стальных изделий.
Заботу о граверах и художественном промысле взял на себя Павел Петрович Аносов. Имеено ему принадлежит разгадка секрета дамасской стал. Он поправу считается изобретателем златоустовского булата. В начале 1810-х он строил Златоустовскую оружейную фабрику, одно время является её директором, а позже - управляющим Златоустовским горным округом. Павел Петрович Аносов добился общественных заказов на изготовление украшенного оружия. При нём был расширен ассортимент выпускаемой продукции. Мировую известность Златоустовская гравюра на стали получила в 1829 и последующие годы, став постоянным участником промышленных выставок.
Традиции мастеров прошлого продолжают возраждать и преумножать мастера наших дней. Сегодня в Златоусте насчитывается около 60 производственных предприятий развивающих этот уникальный промысел. Для объединения общих усилий по продвижению торгового бренда златоустовской гравюры и украшенного оружия по инициативе Губернатора Челябинской области была создана организация "Гильдия мастеров Златоуста", куда добровольно вошли ряд предприятий занимающихся художественным промыслом украшенного оружия и златоустовской гравюры на стали.
"Гильдия мастеров Златоуста" - постоянный участник выставок на Российском и международном уровне. Участники гильдии - победители и лауреаты многочисленных конкурсов художественых промыслов в России и за рубежом. Ножи и кортики, мечи и палаши, сабли и мачете - вот тот далеко неполный ассортиментный ряд выпускаемой сегодня мастерами-оружейниками Златоуста продукции, постоянно пользующийся спросом и слагающий славу городу мастеров - Златоусту.