Штрих-код
В истории было немало изобретений, революционизировавших розничную торговлю, - от собственно денег до кассовых аппаратов, тележек для покупок и современной кредитной системы. Но, наверное, ничто так не изменило облик современной торговли (и не только), как одна очень простая вещь: ярлычок с напечатанными черными и белыми полосками - штрих-код.
По мере развития массового производства и розничной торговли увеличивался и ассортимент выпускаемых и продаваемых товаров. Уже в середине XX века в крупных супермаркетах можно было насчитать десятки тысяч наименований товаров, и для их ручной маркировки и учета требовалось очень много времени.
Первый шаг был сделан в 1948 году. Бернард Сильвер, студент-дипломник Технологического института Дрекселя в Филадельфии, краем уха услышал в коридоре разговор между деканом и директором одной из розничных сетей, который жаловался на отсутствие автоматизации на кассах. Проблема захватила Сильвера, и вместе со своим другом Норманом Вудландом, студентом того же института, они занялись поиском решения. Перепробовав несколько идей, среди которых была печать ярлыков флюоресцентными красками (которые смазывались, были недешевы и к тому же быстро «выцветали»), а также маркировка товаров с помощью азбуки Брайля, изобретатели после нескольких месяцев работы решили остановиться на азбуке Морзе. Вудланд предложил лишь растянуть точки и тире в полосы, чтобы уменьшить вероятность ошибок при чтении, а чтобы можно было читать код с любых направлений, полоску преобразовали всистему концентрических окружностей. Для чтения планировалось применить оптическую систему, которая использовалась при озвучивании звуковой дорожки кинопленки. В 1952 году изобретатели создали первый «сканер» размером со стол, укутанный плотной клеенкой для предотвращения паразитной засветки, в котором в качестве сенсора использовался фотоумножитель RCA 935 от кинопроектора. Подключив к сканеру осциллограф и пронося мимо сенсора ярлык с кодом, изобретатели увидели на экране чередование всплесков.
Бумажка с кодом под действием тепла, выделяемого мощной 500-Вт лампой накаливания, начала тлеть, но все равно это был успех. Правда, применить систему в торговле в 1952 году было невозможно. Изобретение Сильвера и Вудланда опередило свое время на полтора десятка лет. Лишь в конце 1960-х благодаря появлению компьютеров и лазеров цену иразмер сканеров стало возможным уменьшить до разумных пределов. В1971 году компания RCA, купившая у изобретателей патент, продемонстрировала новшество на конференции по розничной торговле, устроив лотерею с жетонами, на которых концентрическими окружностями были нанесены коды. Впрочем, вскоре перешли к линейным штрих-кодам, которые были нечувствительны к смазыванию краски в направлении подачи бумаги, и в 1972 году уже был разработан единый формат таких кодов – Universal Product Code (UPC). А 26 июня 1974 года в супермаркете Marsh в городе Троя, штат Огайо, спомощью штрих-кода была впервые опознана и продана упаковка жевательной резинки Wrigley’s Juicy Fruit. Но ей так и не довелось быть примененной по прямому назначению – сейчас эта упаковка занимает одно из почетных мест в Смитсоновском музее американской истории.
C помощью штрихового кода зашифрована информация о некоторых наиболее существенных параметрах продукции. Наиболее распространены американский Универсальный товарный код UPC и Европейская система кодирования EAN .
Согласно той или иной системе, каждому виду изделия присваивается свой номер, состоящий чаще всего из 13 цифр (EAN-13).
Возьмем, к примеру, цифровой код 4600376211206:
46 - первые две цифры означают страну происхождения (изготовителя или продавца) продукта;
00376 - следующие пять - предприятие-изготовитель;
21120 - еще пять - наименование товара, его потребительские свойства, размеры, массу, цвет;
6 - последняя цифра - контрольная, используемая для проверки правильности считывания штрихов сканером.
1. Сложить цифры, стоящие на четных местах:
0 + 0 + 7 + 2 + 1 + 0 = 10
2. Полученную сумму умножить на 3:
10 х 3 = 30
3. Сложить цифры, стоящие на нечетных местах, кроме контрольной цифры:
3 + 0 + 3 + 6 + 1 + 2 = 15
4. Сложить полученные в пунктах 2 и 3 цифры:
30 + 15 = 45
5. Отбросить десятки:
от 45 - получаем 5
6. Из числа 10 вычесть полученную в пункте 5 цифру:
10 - 5 = 5
Полученная цифра должна совпадать с контрольной цифрой штрих-кода, что говорит о подлинности товара.
Если полученная цифра не совпадает с контрольной - значит товар произведен незаконно.
Возможен также вариант, когда для кода страны-изготовителя отводится три знака, а для кода предприятия - четыре. Товары, имеющие большие размеры, могут иметь короткий код, состоящий из восьми цифр - EAN-8.
Как правило, код страны присваивается Международной ассоциацией EAN. Код страны никогда не состоит из одной цифры.
Нередко на товаре можно увидеть надпись, например, "Сделано в Германии", а код, нанесенный на этикетку, этой стране не соответствует. Причин может быть несколько:
• фирма была зарегистрирована и получила код не в своей стране, а в той, куда направлен основной экспорт ее продукции.
• товар был изготовлен на дочернем предприятии.
• товар был изготовлен в одной стране, но по лицензии фирмы из другой страны.
• учредителями предприятия становятся несколько фирм из различных государств.
00-09
США и Канада
30-37 Франция
380 Болгария
383 Словения
385 Хорватия
400-440 Германия
460-469 Россия и бывш. СССР
4605 Латвия
471 Тайвань
489 Гон-Конг (ныне Китай)
45, 49 Япония
50 Великобритания
520 Греция
529 Кипр
535 Мальта
539 Ирландия
54 Бельгия и Люксембург
560 Португалия
569 Исландия
57 Дания
590 Польша
599 Венгрия
600-601 ЮАР
619 Тунис
64 Финляндия
690 Китай
70 Норвегия
729 Израиль
73 Швеция
740-745 Гватемала, Сальвадор, Гондурас Никарагуа, Коста-Рика, Панама
750 Мексика
759 Венесуэла
76 Швейцария
770 Колумбия
773 Уругвай
775 Перу
779 Аргентина
780 Чили
786 Эквадор
789 Бразилия
80-83 Италия
84 Испания
850 Куба
859 Чехия, Словакия
860 экс-Югославия
869 Турция
87 Нидерланды
880 Южная Корея
885 Таиланд
888 Сингапур
90-91 Новая Зеландия
955 Малайзия