Царь-бомба или Кузькина мать

30.10.2013 Andrey Mironov 3 11 830
0
Царь-бомба или Кузькина мать


30 октября 1961 года в 11 часов 32 минуты над Новой Землей на высоте 4000 м была взорвана самая мощная водородная бомба за всю историю . «Царь-бомба» стала главным аргументом СССР в противостоянии с США на мировой арене.

Вот обещал Никита свет Сергеевич "Кузькину мать" показать и ботинком по кафедре ООНовской постучал. Ну обещал - надо делать и 30 октября 1961 года на полигоне Новая Земля была взорвана самая мощная в истории человечества водородная бомба. Причем впервые о дате и предполагаемой мощности объявили заранее. Термоядерный заряд доставили к цели на самолете-носителе Ту-95, пилотируемом экипажем в составе командира Андрея Дурновцева и штурмана Ивана Клеща. Они были предупреждены, что их безопасность не гарантирована: они могли защититься от ослепительной вспышки, но ударная волна могла сбить самолет.

Начальник полигона на Новой Земле во время испытания супербомбы Г.Г. Кудрявцев обмолвился, что в нашей стране „появились на свет 60-мегатонная и даже 100-мегатонная (к счастью, так и не испытанная) супербомбы“, причём их „появление“ объяснил довольно своеобразно: „Думаю, что „секрет“ тут прост. Дело в том, что в те годы наши ракеты-носители не обладали необходимой точностью попадания в цель. Компенсировать эти огрехи можно было только одним путём - увеличением мощности заряда“




Бомба создавалась для поражения либо площадных крупных объектов, либо хорошо защищенных - вроде подземных баз подводных лодок, пещерных аэродромов, подземных заводских комплексов, бункеров. Идея в том, что благодаря высокой мощности бомба сможет поразить такие объекты даже при очень большом промахе.




Впрочем Основной целью подрыва бомбы была демонстрация владения СССР неограниченным по мощности оружием массового поражения. На тот момент самая мощная термоядерная бомба, испытанная в США, была почти вдвое слабее.




Первоначальный вариант «Царь-бомбы» имел трехступенчатую конструкцию следующего вида: ядерный заряд первой ступени с расчетным вкладом в мощность взрыва 1,5 мегатонны запускал термоядерную реакцию во второй ступени (вклад в мощность взрыва — 50 мегатонн), а она, в свою очередь, инициировала ядерную реакцию в третьей ступени, добавляющую еще 50 мегатонн мощности.

Однако этот вариант был отвергнут из-за чрезвычайно высокого уровня радиоактивного загрязнения и банального страха случайно запустить цепную реакцию" дейтерия мирового океана". Испытанная «Царь-бомба» имела измененную третью ступень, где урановые компоненты были заменены на свинцовый эквивалент. Это уменьшило расчетную общую мощность взрыва до 51,5 мегатонн.





Американская B41 имела тротиловый эквивалент в 25 мегатонн, и была в производстве с 1960 года.

Но при этом B41 была серийной бомбой, изготовленной более чем в 500 экземплярах, и весила всего 4850 кг. Она могла подвешиваться без принципиальной переделки под ЛЮБОЙ стратегический бомбардировщик США, приспособленный к ношению атомного оружия. Ее эффективность была абсолютным мировым рекордом - 5,2 мегатонны на тонну против 3,7 у Царь-бомбы.




На самом же деле 50-мегатонная бомба, испытанная 30 октября 1961 г., никогда не являлась оружием. Это было единичное изделие, конструкция которого при полной „загрузке“ ядерным горючим (и при сохранении тех же габаритов!) позволяла достигнуть мощности даже в 100 мегатонн. Поэтому испытание 50-мегатонной бомбы было одновременным испытанием работоспособности конструкции изделия на 100 мегатонн. Взрыв столь ужасающей мощи, если бы он был осуществлён, мгновенно породил бы гигантский огненный смерч, который охватил бы территорию, близкую по площади, к примеру, всей Владимирской области.

Необычной переделке подвергся на заводе-изготовителе стратегический бомбардировщик Ту-95, которому предстояло доставить бомбу к цели. Совершенно нестандартная бомба длиной около 8 м и поперечником около 2 м не помещалась в бомболюк самолета. Поэтому часть фюзеляжа (несиловую) вырезали и смонтировали специальный подъёмный механизм и устройство для крепления бомбы. И всё-таки она была настолько велика, что в полёте больше чем наполовину торчала наружу. Весь корпус самолета, даже лопасти его винтов, были покрыты специальной белой краской, защищающей от световой вспышки при взрыве. Такой же краской был покрыт корпус сопровождавшего самолёта-лаборатории.







Рекордный взрыв стал одной из кульминаций эпохи холодной войны и одним из её символов. Он занял место в Книге рекордов Гиннеса. Перекрывать его когда-либо в будущем ещё более мощным взрывом вряд ли потребуется человечеству. В отличие от всемирно известной, но ни разу не стрелявшей русской Царь-пушки, отлитой в 1586 году Андреем Чоховым и установленной в московском Кремле, небывалая термоядерная бомба потрясла мир. Она по праву может называться Царь-бомбой. Её взрыв отражал политический темперамент Хрущёва и был дерзким ответом на призыв Организации Объединённых наций к Советскому Союзу воздержаться от проведения подобного эксперимента. Воспоследовавший вскоре Московский договор о запрещении ядерных испытаний в трёх средах сделал проведение супервзрывов невозможным. Интерес к ним упал и в связи с повышением точности средств доставки зарядов к цели.

  1. {usertitle}
    0
    № 1
    Всё шифруются, ИВАН КЛЕЩ, ЭТО ИВАН ГЕОРГИЕВИЧ ВЯЛКОВ. МОЙ ДЕД

    01.05.17 (19:00)
  2. {usertitle}
    0
    № 2
    На самолёте сопровождения штурман носил фамилию ЛЯПИН. ЖИЗНЬ свела меня с его сыном в Нижнем Новгороде. И Вялков и ЛЯПИН проходили службу в городе ТАРТУ, ЭССР. ПОД началом того самого ДУДАЕВА!

    09.05.17 (14:22)
    1. {usertitle}
      0
      Гость юрий
      № 3
      Д. Дудаеву (1944 г.р.) сколько было тогда лет-то? А полковник Клещ в запасе с 1966 года (см. викепедию)

      21.04.18 (12:25)