Как снимали "Шерлок Холмс и доктор Ватсон"

30.10.2016 Andrey Mironov 0 4 851
2


История нашего знаменитого сериала про Шерлока Холмса и доктора Ватсона началась со сценария. Юлий Дунский и Валерий Фрид однажды пришли на «Ленфильм» в творческое объединение телевизионных фильмов и положили на стол главного редактора Аллы Борисовой сценарий, который никто не заказывал. Это была их личная инициатива - экранизировать два ранних произведения Артура Конан Дойла «Этюд в багровых тонах» и «Пёстрая лента»



Игорю Масленникову, который не был большим поклонником детективной литературы, этот сценарий понравился. Понравился тем, что он имел одну важную особенность. Он назывался «Шерлок Холмс и доктор Ватсон». Основная ошибка двухсот фильмов, снятых по рассказам о Шерлоке Холмсе во всем мире, заключается в том, что везде фигурирует только Холмс. Несмотря на то, что все рассказы о Холмсе написаны будто бы Ватсоном, в фильмах он незаслуженно оказывается за кадром. При этом исчезает парность персонажей. Масленников заметил, что на Ватсона действительно мало обращают внимание. В сценарии Дунского и Фрида ему понравилось именно то, как поразительно точно и с иронией были выписаны взаимоотношения двух человек. Ватсон стал интересным, живым. Именно поэтому он решил взяться за постановку.



Самым сложным этапом оказалось утверждение исполнителей на главные роли. Холмсом Масленников хотел снимать с самого начала Василия Ливанова, с которым он работал на своём предыдущем фильме "Ярославна - королева Франции", где Василий Борисович играл рыцаря Бенедиктуса.



Фотопробы Василия Ливанова на роль Холмса


Но выбор приходилось отстаивать - о Ливанове не хотели даже слышать и настоятельно рекомендовали поискать другого актёра, например Олега Янковского, Сергея Юрского, Александра Кайдановского.



Фотопроба Александра Кайдановского на роль Холмса


Но на помощь Масленникову пришёл современник Конан Дойла, первый иллюстратор рассказов о Шерлоке Холмсе Сидни Эдвард Пэджет. Фотопробу Ливанова сличают с рисунком начала XX века и сомнения отпадают.





В судьбе доктора Ватсона сыграет роль тоже фотография, но уже другая. Дело в том, что за 100 лет существования этого персонажа, никто не задумывался как он выглядит. Так, в лондонском музее Ватсон самый разный: толстый, тонкий, с усами, с бородой, в очках, без очков, рыжий, черный, лысый, то есть никакой. Он как бы неуловим. Когда режиссёр предложил на его роль Виталия Соломина, над ним даже чуть не начали смеяться - в Соломине никто не видел англичанина. Как он с такой русской курносой физиономией будет играть англичанина. На фото пробы пригласили других актёров: Олега Басилашвили, Александра Калягина, Юрия Богатырёва, Леонида Куравлёва. Но тут Масленников в актёрском отделе «Ленфильма» обнаружил фотографию Виталия Соломина с наклеенными английскими армейскими усами. Споры тут же иссякли. Сходство Соломина с самим сэром Артуром Конан Дойлом поразило всех.



На этих фотопробах в 1979 году Василий Ливанов и Виталий Соломин встретятся впервые. Как и их персонажи, они стали добрыми друзьями и сохранили эту дружбу на всю жизнь. Василий Ливанов в одном из интервью называл это одним из слагаемых успеха фильма. Настоящую дружбу сыграть невозможно, говорил он. Чтобы зритель в неё поверил, партнёры на самом деле должны были быть друзьями.


Ливановы и Соломины на даче за чаепитием, 1982 год (фото В. Завьялова)


Для миссис Хадсон Масленников искал интеллигентную пожилую женщину, которая могла бы быть кем угодно - англичанкой, француженкой, голландкой, русской. Пробовались разные актрисы: Евгения Ханаева, Любовь Добржанская. Но именно в Рине Зелёной, которой на тот момент было почти 80 лет, он увидел то что искал. Её тоже не хотели утверждать на роль. Говорили, что она уже в таком возрасте, что не выдержит нагрузок: "Как мы будем возить ее из Москвы в Ленинград?" Она сама шутила на этот счет. Ее ведь звали на самом деле не Рина, а Екатерина Васильевна. Как-то Масленников обратился к ней: "Можно я вас буду называть Екатерина Васильевна?" "Да вы что, – последовал ответ, – уж лучше зовите меня Руина Васильевна". В фильме у миссис Хадсон всего несколько фраз, но актриса каждую реплику делала ударной. Это было замечательно сделано. Когда вышел первый фильм, Масленников сказал Рине Васильевне: "У нас хорошо получается. Вы нравитесь зрителю. Давайте увеличим вашу роль, допишем, прибавим…" Она ответила: "Нет, нет, нет! Я никогда в жизни не играла мебель, и мне это нравится".


Рина Зелёная на съёмках фильма "Кровавая надпись", 1979 год (из архива В. Ливанова)


По сценарию фильма "Шерлок Холмс и доктор Ватсон" роль инспектора Лестрейда была комичной и перед режиссёром Игорем Масленниковым встала задача найти на эту роль комичного, забавного актёра. Выяснилось, что все наши комики какие-то очень уж русские, и найти "англичанина" — это целая проблема. На эту роль предложили двух совершенно разных по типажу актёров - Льва Дурова и Александра Ширвиндта. Но на пробах Масленников увидел, что как только они начинают играть, то сразу что-то неанглийское выходит. И тогда он вспомнил о Брондукове, который, как ему показалось, был интернациональным. Они встретились, но Борислав Николаевич сразу сказал: "Какой я англичанин? У меня же украинский акцент!" Масленников сказал, что роль можно переозвучить. Тогда Брондуков сказал: "Замечательно, если это будет Игорь Ефимов". Был на "Ленфильме" такой актёр, который работал, в основном, в дубляжной группе. У Борислава сработало внутреннее чутьё - Ефимов озвучил роль просто блестяще. Рисунок роли был найден довольно быстро. А вот с костюмом пришлось повозиться. Но когда наконец нашли образ Лестрейда — всё ему мало, он из всего вылезает, всё у него затянуто "в дудочку" - то Брондуков сразу понял, что надо делать. Через этот облик, через эти гетры, через эту дурацкую кепку понял, куда двигаться надо.



Отдельное слово о музыке к фильму. Масленников сам признавал, что огромная часть успеха - это музыка. "Уберите из этих фильмов музыку Владимира Дашкевича - и они станут неинтересными, пресными", - говорил он в одном из интервью. Однако стиль был найден не сразу. Режиссёр как мог пытался объяснить композитору, какую "Британскую, имперскую" и в то же время ироничную музыку хотелось бы иметь в фильме, даже ночь провёл у радиоприёмника, записывая на кассетник музыкальные заставки ВВС. Масленников настаивал, чтобы Дашкевич прослушал эту заставку и написал что-то в этом стиле, но композитор постоянно забывал о радио. Когда режиссёр очередной раз позвонил с напоминанием, Дашкевич от отчаяния просто взял телефон на длинном шнуре, пододвинул его к роялю и сыграл первое, что пришло в голову. А в ответ услышел: "Владимир Сергеевич, только ни в коем случае не оставляйте так, вот сейчас возьмите карандаш и запишите, вы ж потом забудете". Так появилась легендарная мелодия, сопровождающая все фильмы сериала о Холмсе.


Рисунок Виктора Оковитого к фильму "Знакомство" (из архива И. Масленникова)


Осталось найти где снимать Викторианскую Англию. Сама квартира миссис Хадсон была сделана в павильонах Ленфильма по старым фотографиям музея Шерлока Холмса. Большой удачей для картины, по мнению режиссера, стал и художник Марк Каплан. Специально для фильма он изучал иллюстрации Сидни Пэджета, который работал над книгами Конан Дойла при его жизни. Пиротехник Александр Яковлев изобрёл камин из гипсовых поленьев. Все с изумлением обнаружили, что можно устроить в павильоне камин, который будет совершенно как настоящий. Из огнеупорного кирпича выкладывалось основание камина, далее пиротехники сооружали металлический колпак с трубой, в основании укладывалась трубка-горелка змеевидной формы, подключенная к газовому баллону. Эту горелку декорировали раскрашенными гипсовыми поленьями. Размер пламени регулировался вентилем.



Оператор А. Лапшов, ассистент оператора А. Устинов, И. Масленников и др. в "квартире Холмса", 1980 год (из архива И. Масленникова)


Но в поисках уличных сцен Масленников объездил пол страны. И итоге Бейкер Стрит он нашёл в Риге.




Латвия, Рига, Эспланада (парк Коммунаров). В древности на этом месте существовали высокие песчаные дюны, поднимавшиеся выше городских валов, поэтому по стратегическим соображениям в XVIII веке они были срыты, а на их месте в 1772 г. была сооружена Эспланада – свободная от застройки зона вокруг Рижской крепости. Зона использовалась для обучения войск. В 1817 г. здесь был открыт Верманский сад. Эспланада утратила свое значение со сносом в 1857 г. валов и бастионов. Территория перешла во владение города, были образованы улицы, бульвары, парки, планировалась частичная застройка Эспланады. Здесь проводились праздники песни, организовывались театральные постановки под открытым небом, выставки. В 1919 г. на Эспланаде было произведено торжественное захоронение коммунаров, павших в борьбе за Советскую власть и площадь была переименована в парк Коммунаров, так она и называлась во время съемок фильма о Холмсе.



Латвия, Рига, ул. Яуниела (Jauniela – «новая улица»), д. 22. Эта старинная улочка, возникшая в конце XVI века, примыкает к Домскому собору. Нынешнее название она носит с 1923 года, а свои границы приобрела в 1936-37 годах, после образования Домской площади. И чего здесь только не снималось в советские времена! Одно перечисление кинокартин заняло бы много места. А падающего на мостовую профессора Плейшнера из «17 мгновений весны» можно было бы увидеть и из окон Холмса – эти дома стоят как раз друг напротив друга.



Дом Шерлока Холмса, однако, расположен чуть в стороне от проезжей части, в маленьком тесном дворике, где в летнее время стоят столики кафе. Несведущий наблюдатель никак не заподозрит, что это здание – часть монастырского комплекса, а между тем прямо за домом находится двор Домского монастыря. В 1898 году восточное крыло монастыря было слегка расширено и, благодаря архитектору Вильгельму Нейману, у него появился новый фасад.



Как видите, никакой мемориальной доски на доме нет, а могла бы быть. Хозяева расположенного рядом кафе тоже никак не эксплуатируют имя Холмса, хотя редкому заведению достаётся такой подарок. Оно и понятно – это ведь не латышский фильм...



Латвия, Рига, бульвар Калпака (Комунару), д. 13, Латвийская государственная Академия художеств. Это наиболее значительная работа архитектора Вильгельма Людвига Николая Бокслафа, 1902-05 гг. До Академии художеств (основанной в 1919–1921 гг.) здесь находилось коммерческое училище Биржевого комитета. Здание «одето» в роскошные готические формы. Является новаторским памятником архитектуры, который, будучи облечённым в форму исторического стиля неоготики, тем не менее воплотил в себе пространственную структуру и планировку в духе только появившегося тогда стиля модерн (в Латвии этот стиль называется югендстиль).



Латвия, Рига, бульвар Калпака (Комунару), д. 13, Латвийская государственная Академия художеств. Наружные стены выложены из красного кирпича, крыша вначале была покрыта черным натуральным тюрингенским шифером, теперь – медными пластинами. Поэтажные вестибюли украшены колоннами, вытесанными из различных сортов песчаника, а колонны входного портика сделаны из известняка. Окна украшены витражами, выполненными рижской мастерской Э. Тоде. В своё время это было наиболее благоустроенное здание в Риге.



Латвия, Рижский район, Кримулдская волость, Кримулдская церковь (Krimuldas baznica). Коляска с Холмсом и Ватсоном проезжает у самых стен Кримулдской лютеранской церкви – старейшей из уцелевших сельских каменных церквей Латвии.



Латвия, Рижский район, Кримулдская волость, Кримулдская церковь (Krimuldas baznica). За 800 с лишним лет её существования она много раз перестраивалась, рушилась и снова возводилась, но всё на том же месте.



Латвия, Рижский район, Кримулдская волость, Кримулдская церковь (Krimuldas baznica). Слева, где была лужайка, теперь стоянка для машин. К стоянке проложена дорожка, а старая дорога заасфальтирована.



Латвия, Рижский район, Кримулдская волость, Кримулдская церковь (Krimuldas baznica). Коренастое дерево, возле которого Холмс и Ватсон сошли с коляски (кажется, ива) – наиболее пострадавший объект. Его состояние вызывает подозрение, что через пару-тройку лет церковь с этой точки будет видна полностью.



Латвия, Рижский район, Кримулдская волость, Кримулдская церковь (Krimuldas baznica). Рядом со стоянкой теперь дренажная канава, полная воды, так что снимать приходится практически из канавы. От высокой ели остался лишь пень, а извилистое дерево в центре кадра обломилось и стало меньше ростом.



Латвия, Юрмала, Кемери, Кемерский Национальный парк, ул. Туристу, д. 15, «Межа Маая» (Лесная дача). Здание построено в 1932 или 1933 году по проекту архитектора Фридриха Скуиньша. Представляет собой образец позднего стиля национальный романтизм в Латвии. Сочетание каменных и деревянных конструкций, деталей, выполненных в традициях народного деревянного зодчества, и соломенной крыши придало зданию его неповторимый и запоминающийся облик. В своё время в нём располагался широко известный ресторан «Jautrais Ods» («Весёлый комар»). До ресторана, по-видимому, здание служило спортивным павильоном, о чём свидетельствуют старые фото-открытки 1930-х гг. В советское время здесь располагался детский санаторий. Затем здание переняла для своих нужд администрация Национального парка «Кемери».


Заброшенный дом, место убийства Дреббера

Ленинград, ул. Академика Крылова, д. 4 (ст. м. «Чёрная речка»), Дача княгини Е.П. Салтыковой. Комплекс дачи включает в себя главный дом, служебные корпуса и ворота. 1837-43 гг., архитектор П. Садовников. Интерьеры выполнены Г. Боссе. Ныне объект исторического и культурного наследия федерального значения.

Княгиня Е.П. Салтыкова была дочерью графини С.В. Строгановой, чей дом располагался неподалёку – для неё и её сестры, княгини А.Г. Голицыной, были выстроены две дачи на территории бывшего Строгановского сада. Дача Салтыковой – это единственная дошедшая до нас постройка обширного владения Строгановых. После 1917 г. дача была занята филиалом больницы, в 30-е годы его сменила школа. После 1935 г. – опять больница. В 1946 г. здесь был открыт профилакторий. В 1979–80 гг. при строительстве метро «Чёрная речка» здание использовалось как прорабская. Затем в течение 11 лет оно пустовало и было разграблено. Пожары превратили его в руины. В 1991–96 гг. дом и ворота восстановлены в первозданном виде.



Место теперь трудно узнать. Сам дом, благодаря реконструкции, выглядит как новый, ещё больше изменились его окрестности. Прямо рядом с домом в 1982 году открылась станция метро «Чёрная речка», за воротами пролегла оживлённая магистраль, парк вокруг дома был вырублен, и тихое пустынное место стало многолюдным и шумным. Там, где Холмс прыгал через лужу, теперь ежедневно проходят тысячи людей, а за воротами вместо кэбов несутся потоки автомобилей.



Справа от ворот как раз строится павильон метро – виден деревянный забор с характерными белыми ромбами. А прямо под воротами теперь прорыт подземный переход на другую сторону улицы Академика Крылова.



Фокус в том, что ворота всё время снимались изнутри, со стороны дома. Это хорошо видно по теням. Трудно сказать, что помешало снимать ворота снаружи – может быть, неподходящий фон, а может быть, неподходящее освещение.



Судя по солнцу, Холмс и Ватсон приехали на место к 16 часам.



Однако, перепрыгивая через безобидную на вид лужу, Холмс (а с ним и Ватсон) попал во временную дыру: лишь в восьмом часу Грегсон вышел на крыльцо их встречать. Где их носило всё это время – неизвестно. Более того, разговор с констеблем Рэнсом состоялся в 19 часов – ещё до того, как Грегсон их встретил. Когда состоялся осмотр дома – вообще загадка. Ну а в десятом часу вечера, на закате, Ватсон вернулся сюда снова, чтобы устроить засаду, и прошёл к дому через левую калитку.



Каменные ворота и металлическая решётка были бы превосходным ориентиром, если бы не одно важное обстоятельство: нет никакого сомнения в том, что ворота были полностью перестроены, но нельзя точно сказать, как именно. Каменные блоки были переложены заново, а внешний вид камня и отсутствие дефектов и щелей между блоками позволяют думать, что камень был частично или полностью заменён. То ли новые блоки имеют другую форму и размеры, то ли их теперь больше, но ворота и арки стали выше. Решётка также стала выше за счёт дополнительного фрагмента внизу – теперь только очень высокий человек сможет смотреть на дом поверх неё – а петли решётки перенесены ближе к внутренней стороне ворот.
Строго говоря, нельзя даже утверждать, что ворота стоят на прежнем месте, хотя большого сдвига, очевидно, всё же не произошло. Если в 1979 году ворота можно было использовать по прямому назначению, то теперь они выполняют чисто декоративную функцию.



Сам особняк окружён ещё одной оградой, защищающей его от посторонних, поэтому снять это крыльцо оказалось возможным только благодаря администрации, оказавшей всяческое содействие съёмке. Впрочем, теперь проход к крыльцу как правило открыт. Лестница стала уже вдвое, и вторая половина её ведёт не вверх, а вниз: подвальное помещение прямо под крыльцом сдаётся в аренду то под магазин, то под мастерскую. Вывески здесь меняются часто.



Комната, в которой Хоуп расправился с Дреббером, как ни странно, снималась здесь же – это один из немногих реальных интерьеров в Фильме. Каминный зал с четырьмя окнами находится слева от крыльца, туда можно свободно зайти через главный вход. Теперь там практически ничто не напоминает 1979 год, ну разве что орнамент на дверях.



Теперь в этой комнате один магазин сменяет другой. Как правило, всё пространство заставлено вешалками, стеллажами и прочими торговыми атрибутами. Так что рассмотреть помещение как таковое можно только в перерывах между сменой арендаторов, если повезёт.



Ни в легендарной комнате, ни на легендарном крыльце ничто теперь не напоминает о съёмках Фильма. Надо сказать, что арендаторы, занимающие помещение с противоположной стороны дома, оказались более предприимчивыми и назвали свой ювелирный магазин «Сокровища Агры». Так что хоть какое-то упоминание о Холмсе здесь есть.



Латвия, Рига, площадь Гердера. Площадь, обозначенная на плане Риги ещё в 1650 году, с 1864 года носит имя Иоганна Готфрида Гердера – немецкого философа-просветителя, литератора и фольклориста.
В 1764 г. Гердер получил место проповедника и заведующего Домской школой, а с 1767 г. служил ещё и как пастор и имел в Риге огромный успех как воспитатель и проповедник. Справа виден угол Домского собора, наиболее значительного памятника средневекового зодчества Латвии.



Латвия, Рига, Яня сета (Иоанново подворье) Ворота, через которые проезжает экипаж, прячутся в глубокой тени между церковью Св. Иоанна (д. 24 по улице Скарню) и зданием, известным в Риге как Конвент Экка (д. 20/22). Сама улица Скарню впервые в исторических документах упоминается в 1408 году, как улица торговцев мясом. Через арку ворот бывшего доминиканского монастыря виден фрагмент фасада церкви Святого Петра.



Ворота ведут во двор, именуемый Иоанновым подворьем (по-латышски Яня сета). Это место – ключевая точка истории города Риги, некий поворотный пункт очень многих событий. Когда-то Иоанново подворье было территорией первого епископского замка – местом, где в 1201 г. обосновался основатель города Рига епископ Альберт Буксгевден. В фильме пришлось прикрыть таблички с названием улицы и номера дома. Теперь их тут нет, как и фонаря над вывеской.



Латвия, Рига, площадь Гердера. Крайнее справа здание, от которого виден лишь угол – Музей истории Риги и мореходства. Большой портал вдали справа – это вход в Домский собор. Собор заложен в 1211 г. основателем Риги епископом Альбертом Буксгевденом, завершен около 1270 г. неизвестным мастером из Кельна. С тех пор и до конца XIX века собор постоянно перестраивался, вбирая в себя признаки разных архитектурных стилей. После реставрации (1959-60 гг.) собор, обладающий хорошей акустикой и одним из лучших в бывшем СССР и одним из крупнейших в мире органов, был преобразован в концертный зал-музей. Ныне передан в собственность Латвийской евангелическо-лютеранской Церкви, но в специально отведенные часы здесь проводятся концерты органной музыки. Кстати, слева от кинооператора, скрытый от наших глаз, находится памятник Гердеру. А фонарь на углу – бутафорский.



Латвия, Рига, ул. Валдемара (ул. Горького), д. 10а, Городской художественный музей.



Латвия, Рига, бульвар Калпака (Комунару),д. 13, Латвийская государственная Академия художеств.



Кэб едет от музея (слева) к Академии художеств (справа).



Латвия, Рига, ул. Маза Сколас (Малая Школьная). Слева мы видим здание музея Истории города Риги и мореходства (с 1959 года), а по сути всё то же здание Домского монастыря, его южный фасад. Улица получила своё название в честь Домской школы, в которой раньше готовили священнослужителей, а затем, после Реформации (XVI в.) Домская школа стала первым светским высшим учебным заведением в Риге.




Рисунок Виктора Оковитого к фильму "Кровавая надпись" (из архива И. Масленникова)


Титры к сериалу придумал сам Масленников. Его идею воплотил художник комбинированных съемок: в то время не было компьютерной графики и все делалось кустарным способом.
Вот что вспоминал Виктор Оковитый, художник комбинированных съёмок:
"Я хочу, чтобы титры появлялись на бумаге после проглаживания утюгом", – говорил режиссёр. А я уже думал, как это сделать, где достать старинный английский утюг, как сделать так, чтобы надписи появлялись, чтобы это было в стилистике картины, и так далее. Другой кадр он хотел получить с помощью пульверизатора или одеколона, который разбрызгивал загадочную жидкость, проявляющую буквы. А я как раз в это время, в 1978 году, женился, и мне подарили французский одеколон в необычном красивом флаконе. Я его и приспособил для этого варианта появления букв".

Мебель, картины, посуду находили в музеях, покупали у населения. Англичане, увидев фильм, были удивлены: детали, вплоть до сервировки стола – все достоверно. Трубку Ливанов курит по-настоящему, а вот на скрипке – лишь имитирует движения профессионального музыканта, который показал, как это надо делать.
Кстати, трубок в фильме было три. Совершенно одинаковые, они отличались только клеймами. Первую делал знаменитый мастер Фёдоров, по прозвищу "Дед", который ещё для Сталина и Сименона трубки делал. Он сделал первую трубку и почти сразу после этого погиб под колесами троллейбуса. Между съёмками первого и второго фильмов эту трубку украли. Вторую трубку делали ученики Фёдорова. После съёмок какой-то из серий вторая трубка перекочевала в музей Ленфильма. Третью уже неизвестно кто делал, и неизвестно уже, почему нельзя было воспользоваться второй. Но именно эта третья трубка уцелела и хранится у Ливанова. Курил он в ней табак "Золотое руно" (хотя, по другой его же версии - "Амфору"). Трубка была такая большая, что её трудно было держать в зубах – в неё влезала треть пачки.



Василий Ливанов в роли Холмса (фото Д. Донского, АПН)


Игорь Масленников не думал делать сериал. Он хотел ограничиться одним фильмом. Но успех был таким, что в итоге ему пришлось снимать продолжение. В итоге было снято 5 фильмов из 11 серий. И никто, по крайней мере в нашей стране, больше не сомневается в том, как выглядят Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Внимательный зритель найдет в фильме множество ляпов, но от этого он не становится менее любимым сериалом.