2 ноября 1721 года Россия стала Империей

3.11.2016 Andrey Mironov 0 4 087
1


2 ноября (22 октября по ст. ст.) 1721года Царь ПЕТР I принял императорский титул и стал именоваться Великим. Этому событию предшествовали победное завершение длившейся 21 год войны со шведами и заключение с ними выгодного для России Ништадтского мира. В Троицком соборе Санкт-Петербурга по этому случаю была проведена обедня, после которой был зачитан текст заключенного со шведами мирного договора, а затем Феофан Прокопович выступил с проповедью, в которой описал все знаменитые дела царя, за которые он достоин называться Отцом Отечества, Императором и Великим.

Подготовку к важному событию провели за пару дней. 22 октября 1721 года после окончания службы в Троицком соборе, на котором присутствовала царская семья и высший свет столицы, канцлер граф Головкин обратился к монарху с речью. Отметив роль Петра I в победе над шведами, граф от имени всех подданных просил царя «титул Отца Отечества, Петра Великого, Императора Всероссийского принять». После этих слов все присутствующие трижды прокричали «виват», затем по всей столице зазвонили колокола церквей, раздались залпы пушек и ружейные салюты построенных перед собором полков.


Сафонов. Петр Великий объявляет народу о заключении Ништадтского мира



Петр ответил коротким словом: «Зело желаю, чтоб наш народ прямо узнал, что Господь прошедшею войною и заключением мира нам сделал. Надлежит Бога всей крепостью благодарить; однако, надеясь на мир, не ослабевать в воинском деле, дабы с нами не так сталось, как с монархией греческой. Надлежит трудиться о пользе и прибытке общем, который нам Бог кладет перед очами как внутрь, так и во вне, отчего облегчен будет народ». В заключение церемонии митрополит Рязанский Стефан провел благодарственный молебен.

Из собора все отправились в Сенат, где были накрыты столы на тысячу человек. Торжественный прием и танцы продолжались до трех часов ночи, прервавшись на время праздничного фейерверка, прославлявшего аллегорическими символами победу в Северной войне. Вскоре были отштампованы две медали в честь Ништадтского мира, одна с латинским текстом, другая с русским. Петр на них уже титуловался императором. Вот какая надпись была выбита на одной стороне медали с русским текстом: «В.И.Б.Щ. Государю Петру I, именем и делами предивными, Великому Российскому Императору и Отцу, по двадесятилетних триумфах Север умирившему, сия из злата домашняго медаль усерднейше приносится».


Короноваться императором Петр I не стал, посчитав, что в этом уже нет необходимости, так как в его руках и так находилась неограниченная власть, в которой никто не сомневался. Зато через три года он торжественно короновал свою супругу императрицей, причем корону возложил на неё сам. Этим Петр хотел поднять статус и жены, и дочерей, рожденных ею до брака, через которых хотел породниться с европейскими монархами.

Европа отнеслась к императорскому титулу Петра I настороженно. Сразу же его признали Голландия и Пруссия, через два года Швеция. Для признания остальными крупными европейскими странами потребовалось более 20 лет. В 1742 году это сделали Австрия и Англия, в 1745 – Испания и Франция. По традиции, долго «упиралась» Польша, признавшая российского монарха императором, точнее, императрицей, так как в это время страной правила Екатерина II, только в 1764 году.