Всеобщая забастовка в Финляндии

16.09.2015 Andrey Mironov 0 4 580
0


18 сентября 2015 года в Финляндии проводится всеобщая забастовка. Если вы собрались в какие-то поездки, вам стоит позаботится заранее о планируемых мероприятиях. Как ожидается, забастовка может парализовать многие сферы обслуживания как в столичном регионе так и в целом по Финляндии. Обо всем подробнее далее...

Подоплека



Забастовки можно было бы избежать, если бы правительство смогло договориться с организациями труда о подписании так называемого общественного договора, в рамках которого стороны обсуждают темы, связанные с рынком труда, социальными вопросами и повышением производительности. Переговоры два раза закончились провалом из-за того, что премьер-министр Юха Сипиля (Juha Sipilä) не хотел идти на значительные уступки и настаивал на необходимости увеличения конкурентоспособности. Профсоюзы же заявляли, что чиновники хотят существенно ухудшить положение работающих финнов. В итоге правительству пришлось проводить реформы, которые помогли бы сэкономить бюджетные деньги, без оглядки на организации труда. Вопрос в целом касается незначительных изменений. Например, речь идет об урезании отпуска в госсекторе с 38 до 30 дней или доплате за работу в выходные не в 100-, а в 80-процентном объеме.

Это все вылилось в волну недовольства, и первыми о предстоящей забастовке объявили работники транспортной сферы и представители индустрии ретейла (некоторые продавцы уже успели выйти со своей собственной акцией протеста). Менее чем за неделю к ним присоединились почти все государственные и крупнейшие частные компании, что обещает практически заблокировать нормальную работу столицы и других городов Финляндии на целый день. Идею всеобщей акции протеста поддерживают и некоторые политики, например профильный министр труда Яри Линдстрем (Jari Lindström).

Что будет работать, а что нет?



Финская всеобщая забастовка начнется в пятницу, 18 сентября, в 11 часов на Привокзальной площади Хельсинки (Rautatientori). Как планируется, центр города будет закрыт для движения автомобилей. Акции протеста пройдут и в других городах Финляндии.



Поезда



Профсоюз автомобилистов и работников транспорта был одним из инициаторов забастовки. Почти за неделю они объявили, что грузовые, пригородные и поезда дальнего следования в пятницу ходить не будут в период с 6 до 18 часов. На сайте железных дорог Финляндии сказано, что некоторые изменения в расписании могут быть и на следующий день, 19 сентября. В VR также предлагают бесплатно поменять билеты на другие даты.

Забастовка повлияет и на движение поездов "Аллегро" (между Хельсинки и Санкт-Петербургом). 18 сентября отменены по три рейса "Аллегро" в обе стороны. По расписанию пойдут лишь вечерние: № 787 отправлением в 19:25 Санкт-Петербург - Хельсинки и № 788 отправлением в 20:00 Хельсинки - Санкт-Петербург. Поезд "Лев Толстой" № 31/32, курсирующий между Москвой и Хельсинки, пойдет по графику.

Автобусы и другой общественный транспорт



Все автобусы столичного региона прекратят движение в ночь с 17 до 18 сентября на 24 часа, до трех часов ночи 19 сентября. Почти все рейсы дальнего следования также отменены, на сайте транспортной компании Matkahiuolto можно заказать билеты только на ночные автобусы. По данным Муниципальной транспортной компании Хельсинки HSL, паром на Суоменлинну не будет ходить с 11 до 13 часов. Что касается трамваев и метро, то пока, согласно HSL, изменений не предвидится. В HSL также просят финнов по возможности отказаться от поездок на общественном транспорте в этот день и ходить пешком или передвигаться на велосипеде. Частный автобусный перевозчик Onnibus не присоединяется к забастовке в полном составе, и поэтому он уже опубликовал график движения своих автобусов на пятницу.

Порты



Сотрудники портов также выйдут на стачку на сутки, с 6 утра 18 сентября, однако это не повлияет на паромное сообщение между Санкт-Петербургом и Хельсинки. Прибытие и отправление в Западный терминал (Länsiterminaali) Хельсинки парома Princess Maria 18 сентября будут производиться по расписанию. Другой паромный перевозчик Viking Line также заявил, что пятничная акция протеста на его рейсы не повлияет.

Аэропорты



Пятница - традиционно самый загруженный день в аэропорту финской столицы, поэтому, как ожидается, эффект от забастовки почувствуют тысячи пассажиров. Стюардессы, авиадиспетчеры, а также отдел обслуживания клиентов и багажная служба будут бастовать с 11 до 13 часов, остальные службы выйдут на забастовку с 6 до 22 часов по местному времени. В пресс-релизе оператор финских аэропортов Finavia обещает приложить все усилия, чтобы забастовка принесла минимальные неудобства пассажирам, однако просит приготовиться к задержкам рейсов. Также в Finavia просят не надеяться на общественный транспорт и рекомендуют пользоваться собственным автомобилем или такси. Из-за забастовки авиакомпания Finnair обратилась к своим пассажирам с предложением бесплатно поменять билеты на рейсы с 17 по 19 сентября на другие даты. В Finnair "Фонтанке.fi" пояснили, что пока не могут сказать, какие рейсы будут отменены из-за всеобщей акции протеста.

Магазины и рестораны



Профсоюз работников сферы ретейла официально объявил, что все магазины по всей стране будут закрыты с 11 до 13 часов, однако многие могут продлить часы забастовки по своему усмотрению. Большинство кафе и ресторанов в пятницу также не будут работать с 11 до 13 часов. Акция протеста коснётся и магазинов Alko - они либо будут закрыты, либо будут работать с минимальным количеством сотрудников.

Почта



Финская почта полностью прекращает свою работу в пятницу с 6 до 18 часов. Однако, как подчеркивается в пресс-релизе компании, забастовка не повлияет на доставку посылок с жизненно важными лекарствами. В некоторых отделениях письма можно будет отправить вечером.

Полиция



Во всеобщей забастовке примут участие только полицейские столичного региона. Стражи правопорядка, однако, будут бастовать не в полном составе и только с 10 до 15 часов. В полиции, однако, отмечают, что безопасность и покой граждан не окажутся под угрозой из-за акции протеста.

Школы и детские сады



Финские учителя также решили присоединиться к всеобщей забастовке, однако, как заявили в профессиональном союзе работников образования OAJ, ни одна школа или детский сад в пятницу закрыты не будут.

Рабочие



О своем желании провести 24-часовую забастовку заявили работники целлюлозно-бумажной промышленности и металлургических компаний. Строители выходят на всеобщую забастовку с 6 до 18 часов. Работники автомастерских (Autokeskus) бастуют целый день. Профсоюз охранников объявил, что они также примут участие в забастовке с 10 до 15 часов. Свой вклад в массовый протест внесут и работники пивного завода Hartwall - они не выйдут на работу с 22 часов четверга до 22 часов пятницы.


В Финляндии трижды проводилась всеобщая забастовка




Участники первой всеобщей забастовки протестовали против политики Российской империи. Вторая всеобщая забастовка отражала разногласия между разными слоями населения, а в третий раз финны требовали повышения зарплат.



Планы правительства изменить условия труда работников и урезать надбавки вызывают раздражение среди многих граждан. На некоторых рабочих местах возмущенные работники уже организовывали акции протеста, в следующую пятницу профсоюзы устроят масштабную демонстрацию против действий правительства. Некоторые уже говорят о всеобщей забастовке. Она стала бы четвертой в истории Финляндии всеобщей забастовкой.

В защиту автономии



Количество рабочих стало увеличиваться в конце XIX века. В результате в начале XX века участились различные акции протеста рабочих. Первая всеобщая забастовка была организована в 1905 году.

После поражения России в войне против Японии, в России вспыхнули беспорядки, которые затем распространились и на Финляндию. В Финляндии волна протестов была направлена против царя.

– Буржуазная сторона хотела предотвратить реализацию планов России унифицировать законодательство Финляндии и России. Рабочее движение требовало всеобщего избирательного права, говорит исследователь рынка труда Тапио Бергхольм из SAK.

Всеобщая забастовка на одну неделю практически парализовала города Финляндии. Рестораны, бары, часть магазинов закрывали свои двери, остановилось движение трамваев. Забастовка парализовала также доставку почты. Следует помнить, что в то время еще не было радио и телевидения. Возникали большие проблемы с передачей информации, потому что газеты и журналы перестали выходить.

Тем не менее, забастовка оказалась успешной. Автономия была восстановлена, в Финляндии появился однопалатный парламент, было введено всеобщее избирательное право.

– Забастовка оказалась успешной, хотя причиной успеха стало, прежде всего, то, что императору пришлось также уступить требованиям протестующих россиян, говорит профессор истории Тимо Сойкканен.

Прелюдия гражданской войны



В 1917 году резко увеличивалось количество забастовок. По данным Статистического центра, за весь 1917 год в Финляндии было потеряно более 1,5 миллионов рабочих дней. В том же году состоялась вторая в истории страны всеобщая забастовка.

Всеобщая забастовка была по своему характеру политической. На выборах 1916 года социал-демократы получили более 50 % мест в парламенте. Парламент, однако, был распущен летом 1917 года. Социал-демократы потерпели поражение на новых парламентских выборах. В результате партия выпустила обращение под названием «Мы требуем». Профсоюзы объявили всеобщую забастовку в стране.

– Профсоюзы требовали, в частности, «закона о власти», восьмичасового рабочего дня и всеобщего избирательного права на муниципальных выборах. Парламент согласился на требования бастующих, но во время всеобщей забастовки возникали беспорядки, что в свою очередь ускорило начало гражданской войны, говорит Бергхольм.

Повышение зарплаты



Третья всеобщая забастовка началась в марте 1956-го года, в день инаугурации президента Урхо Кекконена. В этот раз бастующие требовали повышений зарплат.

В результате дерегулирования цен и зарплат после войны цены на многие продукты, в том числе сельскохозяйственную продукцию, стали быстро подниматься. Зарплаты, однако, отставали от этого развития. Поэтому работники устроили всеобщую забастовку.

Местами возникали столкновения между полицией и бастующими рабочими, особенно на бензозаправочных станциях.

Забастовка продлилась почти три недель, в ней участвовало около 400 000 человек. Во время забастовки в Финляндии было потеряно почти семь миллионов рабочих дней.

В результате забастовки зарплаты работников повысились на сумму, эквивалентную нынешним 12 евро, но инфляция быстро съела повышение зарплат. После всеобщей забастовки в Финляндии стали заключать централизованные трудовые договора на уровне центральных организаций рынка труда.

Забастовка 1956-го года была последней всеобщей забастовкой, и на рынке труда долгое время было относительно спокойно. В 1970-х годах опять участились забастовки, но в отдельных отраслях. А в начале 1990-х годов во время экономического кризиса с помощью забастовок уже не требовали повышений зарплат, а чаще всего протестовали против увольнений.